Меню
Ваши билеты в личном кабинете

«Мы зачастую просто жили в кадре»: интервью с актерами из сериала «Слова пацана»

«Мы зачастую просто жили в кадре»: интервью с актерами из сериала «Слова пацана»

В конце декабря в онлайн-кинотеатрах START и Wink вышла долгожданная финальная серия нашумевшего сериала «Слова пацана. Кровь на асфальте». Сериал зарекомендовал себя главным стриминговым событием 2023 года, а мы решили узнать у молодых актеров о том, как они справились со сложной темой взросления, взаимодействовали с именитыми звездами, искали сходства и пытались оправдать своих довольно отрицательных героев.

Найти героя не своего времени

Бесконечные выяснения отношений «на кулаках», гуляния до темноты и танцы в местном доме культуры как единственное развлечение — современным подросткам этот образ жизни может быть не близок, зато более взрослые зрители «Слова пацана» моментально увидели в нем себя. Режиссер и сценарист Жора КрыжовниковЗвоните ДиКаприо!») и его соавтор Андрей Золотарев («Притяжение») взялись за очень специфический период истории СССР, выбрав именно конец 80-х. «Перестройка» принесла большие перемены, трудности и множество опасений для взрослых, но мальчишки, подраставшие в это время, вряд ли вдавались в такие подробности. Тревогу родителей они впитывали через воздух.

Изображать взрослые темы через призму детского восприятия само по себе сложно. Вдохнуть жизнь в юных героев так, чтобы это выглядело и кинематографично, и реально — задача со звездочкой, но именно звезды из таких амбициозных проектов и рождаются. От главного героя «Слова пацана» зависел успех всей истории, ведь именно через него преломляется суровый мир, созданный авторами. С этим блестяще справился 15-летний Леон Кемстач, который в статьях о сериале уже получил приставки «трогательный», «органичный», «удивительный актер». Его впечатляющая и страшная трансформация в «Пальто» на протяжении серий — один из главных движков истории. Сам Леон при этом рассказывает, что роль получил, как водится, практически случайно — вопреки ошибке на прослушивании.

Леон Кемстач (Андрей):

Моя мама увидела пост о кастинге у Саши Петрова и предложила попробовать. Я это воспринял, если честно, не всерьез: такой крутой проект, а у меня тогда всего одна роль была, меня вряд ли утвердили бы. Мы отсняли и отправили визитку и несколько фотографий. И через пару дней мама мне говорит: Леон, тебя позвали на пробы, летим в Москву. Сейчас у нас есть дуэт — мой и Рузиля. Но изначально главного героя хотели назвать Маратом. Поэтому я случайно выучил не тот текст! Выучил на Марата, триста раз репетировал, переживал. На прослушивании начал извиняться, но мне сказали: ладно уж, читай. Думал, всё — оплошал, опозорился, позор и стыд. И потом узнаю, что меня позвали на ансамблевые пробы. Думали, что со мной делать, даже хотели перекрасить, но в итоге решили поменять героям имена: Рузиль больше похож на Марата, чем я.

«Пальто» презентует зрителю новый мир снаружи, а втягивают его в круг дворовой шпаны те, кто давно знает улицы изнутри. Хулиган Марат быстро находит с ним общий язык и поначалу кажется крутым парнем, давно адаптировавшимся к строгим понятиям. Но уже через пару серий в нем открывается иная сторона — чувствительная, с ноткой трагизма. Благодаря ей актеру Рузилю МинекаевуСмычок») удалось легко нащупать связь со своим героем.

Рузиль Минекаев (Марат):

Странно, но я, если честно, еще не определился: я вроде как интроверт, но мне было легко играть Марата. Я понимал его природу, хоть и не похож на него, проявляющего жестокость, насилие по отношению к другим. И Марат получился вроде бы шумным, активным, эмоциональным парнем, но в глубине души он очень чуткий, человечный, гуманный. Во мне всё это тоже есть. И от слов об интровертности я не отказываюсь: мне тяжело с кем-либо заговорить, особенно первым, и если кто-то подходит заговорить — это огромный дискомофорт.

«Мы зачастую просто жили в кадре»: интервью с актерами из сериала «Слова пацана»
Леон Кемстач (Андрей) и Рузиль Минекаев (Марат) в сериале «Слова пацана. Кровь на асфальте»

Вопрос о том, легко ли было вжиться в свою роль и ее сложнейший бэкграунд — наиболее очевидный. Но в разговоре со всеми, кто причастен к «Слову пацана», быстро становится понятно: это не документальное исследование, а прежде всего история взросления. Сценарист Андрей Золотарев в одном из интервью очень точно отметил одну из общих черт эпохи — «безотцовщину». Актеры тоже часто к ней обращаются, точно чувствуя главную проблему всех героев: их связь с семьей, домом, более-менее устойчивыми институтами абсолютно разорвана. Это сквозит и в сцене с плачущим отцом-Буруновым, и даже в словах и поступках второстепенных героев.

Леон Кемстач (Андрей):

У нас с Андреем схожесть в том, что я тоже свое раннее детство прожил без отца, с мамой и бабушкой.

Слава Копейкин (Турбо):

Хотелось бы узнать, какие у Турбо отношения с семьей, потому что мы видим только историю Марата и Андрея в данном случае. Мне кажется, там какая-то сложная история: он всё время со своей компанией, дома не появляется. Возможно, у него отец пьющий. Турбо недополучил любовь от своих родителей, но очень в ней нуждается, пытается получить ее за счет остальных. Для него все — его «скорлупа», его ответственность, и он бы плакал одинаково, если бы умирал любой из них. Он наполнен этой любовью, которую выражает через жестокость. Когда Турбо бьет их за курение — он бьет не потому, что хочет, а потому что желает им только лучшего.

А для Льва Зулькарнаева расхождение с его героем только прибавляло внутренних актерских поисков. Парадоксально, но именно на том, как сильно дети 80-х отличаются от следующих поколений, строилась его попытка понять историю изнутри.

Лев Зулькарнаев (Зима):

Сам Зима мне не очень близок по духу, стилю и способу жить. Была сложность в том, что я внутренне, как Лев, максимально от этого далек. Но на таком несоответствии человека и персонажа рождается какой-то объем: я предлагаю этому герою то, чего точно не было в сценарии, и мы создаем более сложный экранный организм. И сама тема меня очень увлекла на стадии подготовки. Не могу сказать, что искал какие-то конкретные биографические точки — это всё не важно. Важно поговорить о том, почему мальчишки в такое искалеченное, растерянное время идут именно подобными путями, совершают ошибки, что ими движет. Посмотреть на Зиму чуть на дистанции, исходить с точки своего отношения к нему.

«Мы зачастую просто жили в кадре»: интервью с актерами из сериала «Слова пацана»
Слава Копейкин (Турбо) и Лев Зулькарнаев (Зима) в сериале «Слова пацана. Кровь на асфальте»

Жить в кадре

Тематика сериала волнует зрителей, журналистов, критиков в первую очередь, и всё же из рецензии в рецензию кочуют похвалы в адрес актерского ансамбля. Его более взрослая часть делится, в свою очередь, на две стороны: одни пытаются идти на контакт с малолетней шпаной, другие — игнорируют ее, не понимают, боятся. Та самая безотцовщина и отсутствие родительской заботы, контроля, советов возводится до абсолюта в образах родителей. Леон делится, что его экранную маму Юлю Александрову невзлюбили зрители, но для него (как и для критиков) это — показатель невероятного профессионализма и сильной актерской игры.

Вторым столпом родительства в сериале становится отец Марата и Вовы. Сергея Бурунова все молодые коллеги уважительно зовут «Сергеем Александровичем», и, даже сыграв с ним одну-две сцены, вспоминают совместную работу с восторгом. Его душераздирающий разговор с Маратом особенно западает в душу: на грани слез взрослый герой спрашивает, что же он сделал не так в воспитании сына. Сцен плача, к слову, удивительно много в проекте с названием «Слово пацана» — эмоция, в которой стереотипно отказывают мужчинам, здесь демонстрируется без стыда.

Слава Копейкин (Турбо):

Здесь много было драк, драматических сцен — было кайфово “поиграться” в них. В сцене у морга я понимал: ужасно то, что происходит, но классно сыграть эту эмоцию Хотя такой задачи не было, это моя инициатива. Я подумал: “Пацаны не плачут”, но тогда я буду заметно сдерживать эти слезы. Умер товарищ Турбо, человек, которого он взращивал, следил за ним — почему же он не может заплакать, так ведь будет даже сильнее. И я просто начал в это играться.

Связь с ребятами не потеряна только у Вовы (Иван Янковский), недавно вернувшегося с военной службы. Это другая часть потерянного поколения, прошедшая через опыт, которого в сериале касаются вскользь — не отходя от тематики. В реальном мире пацаны, возвращаясь со службы, могли и не возвращаться в состав старых уличных знакомых. Но Вова не просто встраивается обратно в иерархию, а берет начало над «скорлупой» и ребятами чуть постарше. Так и Янковский в работе взял под свое крыло всех младших коллег.

«Мы зачастую просто жили в кадре»: интервью с актерами из сериала «Слова пацана»
Слава Копейкин (Турбо) в сериале «Слова пацана. Кровь на асфальте»

Рузиль Минекаев (Марат):

С Ваней Янковским мы очень хорошо общались, меня удивило, насколько он приятный, добрый — и простой. Приезжаешь утром на площадку, идешь в вагончик, переодеваешься, а тут к тебе стучится Ваня и спрашивает: как дела, как спалось, как прошла смена вчера? И ты просто болтаешь с ним. Янковский очень многому меня научил, отвечал на вопросы, советами делился.

Слава Копейкин (Турбо):

В случае с разницей в возрасте между Леоном, Ваней, мной — ее не ощущалось на площадке. Просто работали как компания коллег, и не было мыслей, “тебе, Леон, пятнадцать, а я на актера отучился, поэтому осади тут!”. Было соавторство, компанейство. Если Леон что-то недопонимал, могли быть советы и с моей стороны, и со стороны Вани.

Лев Зулькарнаев (Зима):

Мне не впервой было работать с опытными актерами, и команда была прекрасная, объединенная общей классной мыслью, языком, стилем. Все кайфовали друг от друга, всё было очень по любви. И Андрей Николаевич (Жора Крыжовников — прим.ред.) — человек, который постоянно заряжает на какой-то поиск, внутреннее актерское открытие, импровизацию. История сериала все-таки про молодых, а не про опытных героев, — про поколение, которое потерялось. Как-то глобально, философски оно искало себя не через те пути, и в тот момент себя не нашло. И в этом вина, в том числе, взрослых, их боль, трагедия.

«Мы зачастую просто жили в кадре»: интервью с актерами из сериала «Слова пацана»
Кадр из сериала «Слова пацана. Кровь на асфальте»

Почти все обзорщики «Слова пацана» сходятся на том, что актеры практически живут в кадре. От того реалистично ощущается каждый замах и удар в дворовом бою, мастерски запечатленном на ручную камеру. Никаких хитростей или секретов съемки тут нет: актеры объясняют, что действительно жили на площадке, дышали как их герои, дарили им свои ужимки и черты, отталкиваясь от действий друг друга.

Рузиль Минекаев (Марат):

Не сказал бы, что что-то добавлял в реплики: в сценарии мне нравилось всё. Андрей Николаевич всегда шел навстречу, не препятствовал импровизации, она даже стала для меня важной частью — может быть, не всей профессии, но точно этого проекта. Очень много клевых вещей мы сделали на ней. Не знаю, что вошло в финальную версию, а что нет, но много примеров было в шестой серии. И когда мы с Андреем в первом эпизоде тусуемся в квартире Марата — поем, играем на фортепьяно, деремся.

Лев Зулькарнаев (Зима):

Сложно снимать в холод, снимать большие массовые драки, но съемки были радостные: радость поиска, радость находок смысловых и актерских. Вся команда проекта, от режиссера до всех цехов, изучала эпоху очень внимательно — они готовились, вспахивали ее. Поэтому всему коллективу огромное спасибо, все было очень детально соблюдено. У нас на площадке был консультант, мы постоянно оставались внимательны и трепетны к тем фактам, о которых говорили в сериале.

Слава Копейкин признался, что обычно выбирает для себя «живой» актерский метод: площадка становится основным местом работы с его героем. Турбо родился в кадре, обросший фактурой и эмоциями в окружении декораций и событий самой сцены. Это спасало даже во время сложных, многосоставных ансамблевых сцен.

Слава Копейкин (Турбо): Мой внутренний камертон, внутренняя правда помогают верить в происходящее. И уже я — не совсем я, а немножко Турбо. Мы зачастую просто жили в кадре. Например, в четвертой серии есть сцена в подвале, когда мне дают куртку, и я ее неправильно надеваю. Не думал, что дубль оставят, но его оставили — и это хорошо, это больше похоже на жизнь. В следующих сериях есть момент, который строится полностью на мне, и сюжетно, и сценически. Мы с Андреем Николаевичем поговорили перед этим, попробовали, отсняли, но мне не нравилось. Потом камеру развернули на Рузиля. А я стоял рядом с Лёвой (Лев Зулькарнаев — прим. ред.) и просто, подкидывая текст Марату, начал угорать как-то, подшучивать над Зимой, камера же меня не видит — могу делать, что хочу. Тогда Андрей Николевич в микрофон кричит: “Так, быстро, камеру обратно на Копейкина, и делай точно так же”. И дело пошло. Я сбросил ответственность, что на меня направлена камера, и оно сработало.

«Мы зачастую просто жили в кадре»: интервью с актерами из сериала «Слова пацана»
Кадр из сериала «Слова пацана. Кровь на асфальте»

Нести груз славы

Сериал Жоры Крыжовникова для одних стал очередным ярким проектом в длинной фильмографии, а для исполнителей главных ролей — самым настоящим карьерным прорывом. Анка Пересильд (Айгуль) и Леон Кемстач практически год в год соответствуют возрасту своих героев. Некоторые юные советские и российские звезды ярко горели в своих самых знаменитых проектах, но не продолжали карьеру.

Судя по настрою Леона, ему это уже не грозит: сотни поклонников, потянувшихся в соцсети актера, его не пугают, а только мотивируют. После «Слова пацана» он мечтает о роли совершенно другого спектра эмоций — как говорит сам Леон, по примеру Райана Гослинга, который может меняться от глубокого трагизма «Бегущего по лезвию» до сатиры в «Барби».

Леон Кемстач (Андрей):

Когда мы закончили съемки “Слова пацана”, я знал, что это будет крутой проект, но для себя принял решение: сейчас я погружусь в учебу. А сейчас тысячи фанатов пишут очень приятные вещи, говорят, как круто, “максимально точно” сыграл. Хвалят еще коллеги по цеху, профессиональные актеры, которые уже много лет в этом деле. Были даже случаи, когда мне писали люди в возрасте, пережившие это время, побывавшие в группировках — мол, красавчик, очень четко всё передал. После того как люди пишут приятные комментарии, появляется огромная мотивация, хочется радовать фанатов следующими проектами.

О реакции фанатов самого разного возраста со смехом и восхищением рассказывает Рузиль, хотя последствия внезапной популярности у него довольно серьезные — поклонники смогли достать его личный номер телефона. Но к славе он был чуть более подготовлен: до этого 22-летний Минекаев сыграл в молодежном сериале «Смычок» такого же балагура, мелкого преступника с мечтами о большой рэп-сцене.

Рузиль Минекаев (Марат):

Меня начали узнавать на улицах — подходили, просто какой-то мужик мог подойти, поздороваться во дворе, сказать: ”Смычка” смотрел, классно вышло! А после премьеры “Слова пацана” просто произошел какой-то взрыв в соцсетях. Пишут, звонят — люди где-то нашли мой номер, теперь поступают звонки раз сорок в день. Я, конечно, сейчас уже скрыл всё это, но все равно звонят и пишут. Много комплиментов, много респекта, просят записать кружочки — это прикольно, непривычно.

У Льва Зулькарнаева тоже было соприкосновение с популярностью, пусть и совсем другого рода. Одну из его первых работ, драмеди «Экспресс», за рубежом назвали бы «инди-любимчиком»: фильм покорил жюри фестиваля «Окно в Европу» и неоднократно попал в списки лучшего российского кино 2022 года. Лев рассказал, что позже увидел в этой истории параллели со «Словом пацана».

«Мы зачастую просто жили в кадре»: интервью с актерами из сериала «Слова пацана»
Леон Кемстач (Андрей) и Рузиль Минекаев (Марат) в сериале «Слова пацана. Кровь на асфальте»

Лев Зулькарнаев (Зима):

”Экспресс” не раз переносился, но мы нашлись и сделали это. Мне очень нравится этот фильм — дорогая сердцу работа, потрясающий режиссер Руслан Братов. Проект зацепил меня сценарием, я увидел в нем такую притчевую основу. Это тоже история о парне, который растерян перед жизнью, не устроен в ней. И, мне кажется, он не очень рефлексирует на этот счет: как он живет, правильно или нет, нужно ли ему менять эту жизнь. И вот, герою выпадает призрачная возможность выбрать большую сумму денег, которой он очень лихо распоряжается весь фильм, еще не получив. Но что для него эти деньги? Получив благосклонность судьбы, что он готов с ней сделать? Это губительная растерянность и непонимание, отсутствие задумчивости над жизнью, они как-то сбивают человека — оставляют, как пакет во дворе, крутиться по ветру. Об этом говорится и в “Экспрессе”, и в “Слове пацана”. Нужно задумываться над тем, правильно ли мы живем.

Актеры внутренне сверялись с рассказами родителей, документальной хроникой конца 80-х, общими знаниями о жизни улиц — всё это позволяло составить представление о «страшном времени». Рузиль вспоминает истории матери, которая боялась выходить на улицу и днем, и ночью и попадала под комендантский час. И всё же, краеугольным камнем всех обсуждений «Слова пацана» стала «подспудная романтизация» уличных понятий и сложной мальчишечьей иерархии тех лет. Исполнитель роли Турбо — жесткого, наиболее верного правилам своей банды — отвечает на эти опасения вполне однозначно.

Слава Копейкин (Турбо):

Мы все вместе играли одно: это нельзя повторить. Мы играли как раз анти-романтизацию, обсуждали, что этим нам очень нравится сценарий. История именно о том, чего делать не нужно, как жить нельзя. К финалу вы увидите, к чему приводит вся та жестокость в начале сериала. Для всей группы это была рефлексия нашего прошлого, которая очень важна, особенно в наше время.

«Мы зачастую просто жили в кадре»: интервью с актерами из сериала «Слова пацана»
Иван Янковский (Адидас), Слава Копейкин (Турбо) и Лев Зулькарнаев (Зима) в сериале «Слова пацана. Кровь на асфальте»

10 ужасных фильмов, снятых великими режиссерами 10 ужасных фильмов, снятых великими режиссерами Читать дальше 20 мая 2024
13 малоизвестных фильмов 90-х, о которых незаслуженно редко вспоминают 13 малоизвестных фильмов 90-х, о которых незаслуженно редко вспоминают Читать дальше 19 мая 2024
10 фильмов про разведчиков и шпионов, которые держат в напряжении до конца 10 фильмов про разведчиков и шпионов, которые держат в напряжении до конца Читать дальше 19 мая 2024
Смотреть залпом: 12 лучших сериалов 2010х (Игра Престолов только на 7 месте) Смотреть залпом: 12 лучших сериалов 2010х (Игра Престолов только на 7 месте) Читать дальше 19 мая 2024
18 захватывающих боевиков, которые прямо сейчас есть на Netflix 18 захватывающих боевиков, которые прямо сейчас есть на Netflix Читать дальше 19 мая 2024
10 исторических сериалов, цепляющих с первой серии (Игры престолов здесь нет) 10 исторических сериалов, цепляющих с первой серии (Игры престолов здесь нет) Читать дальше 20 мая 2024
13 лучших сериалов, основанных на реальных событиях: все оценили их на 10 из 10 13 лучших сериалов, основанных на реальных событиях: все оценили их на 10 из 10 Читать дальше 20 мая 2024
Устали от наивных ромкомов? Вот 10 лучших детективных дорам, которые и правда цепляют Устали от наивных ромкомов? Вот 10 лучших детективных дорам, которые и правда цепляют Читать дальше 20 мая 2024
Этот сериал Netflix фанаты называют "сериалом десятилетия" – а большинство про него даже не знает Этот сериал Netflix фанаты называют Читать дальше 19 мая 2024
16 душевных русских фильмов про любовь: за эти мелодрамы не стыдно 16 душевных русских фильмов про любовь: за эти мелодрамы не стыдно Читать дальше 19 мая 2024
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше